Движение любого транспортного средства невозможно без работающего аккумулятора. С уверенностью его можно назвать сердцем машины. Ассортимент аккумуляторов поражает воображения: на авторынке вы можете найти батареи из разных стран от сотни разных производителей. И это сильно усложняет выбор, потому что далеко не каждый водитель знает, как правильно выбрать аккумулятор для автомобиля. К тому же практически ежегодно появляются все новые и новые методы сохранения энергии, изменяется конструкция его источника, а также меняются технические характеристики.
Существующие технологии сохранения заряда, или какие лучше аккумуляторы
Аккумуляторы для автомобиля следует выбирать исходя из того, какие технологии были применены при его производстве, и каким образом сохраняется энергия в батарее. Единой технологии изготовления аккумуляторов не существует, поскольку условия их эксплуатации сильно различаются.
На сегодняшний день при производстве аккумулятор применяют следующие технологии:
- Сурьмянистые.
- Кальциевые.
- Гибридные.
Сурьмянистые
Сурьмянистая технология производства автомобильных аккумуляторов была первой и долгое время применялась большинством производителей. Но свинцовые электродные пластины всегда крайне сложно поддавались формовке. Единственным вариантом решения проблемы стало добавление сурьмы «Sn».
С новым компонентом свинец стал более податливым и пластичным, что напрямую влияло на формирование электродов. К тому же, они стали более устойчивы к кислотной среде, что значительно увеличило срок эксплуатации сурьмянистых аккумуляторных батарей. В линейках большинства производителей присутствуют аккумуляторы с пятипроцентным содержанием сурьмы. Срок их эксплуатации редко превышает 4 года.
Такой вид батарей для автомобилей имеет самую дешевую стоимость и может вскипать при полной зарядке. Этот процесс способствует испарению воды из электролита, поэтому ее нужно систематически проверять и доливать.
Ценовая категория | Период эксплуатации | Критичность к глубокому разряду | Критичность к морозу | Склонность к саморазряду |
Эконом-класс | 3-4 года | Умеренная, восстанавливается после долива вода | Умеренная | Повышенная |
Кальциевые
Если мы выбираем аккумулятор для автомобиля впервые, то обязательно обратим внимание на кальциевые батареи. Они разделяются на множество разных видов в зависимости от вспомогательных компонентов, добавленных в их работу. Как можно догадаться по названию, решетки кальциевых аккумуляторов легированы кальцием в небольшом количестве. Если вы сомневаетесь относительно содержания кальция, то просто обратите внимание на корпус такой решетки. На ней обязательно должна быть надпись Ca или Ca/Ca.
Надпись Ca говорит о том, что легирована кальцием только одна решетка, причем его содержание не превышает 0,1% от общего количества метала в решетке.
Добавление данной легирующей добавки объясняется двумя факторами:
- уменьшение саморазряда до 6-7 раз;
- уменьшение испарения воды.
В итоге получаем, что наличие легирующей добавки избавляет водителя от постоянного долива электролита в аккумулятор. Кальциевые аккумуляторы служат примерно на год-полтора больше, чем сурьмянистые. Максимальный срок из эксплуатации — 5,5 лет.
Среди основных преимуществ кальциевых батарей можно выделить:
- уменьшенный саморазряд до 7 раз после того, как решетки легировались кальцием;
- в постоянном доливе электролитов нет никакой необходимости;
- улучшенные экологические характеристики ввиду отсутствия крышек;
- наличие массивных пусковых токов;
- увеличенная емкость.
Что касается недостатков таких бактерий, то они заключаются в том, что кальциевые батареи очень восприимчивы к глубокому разряду. После нескольких повторов восстановление плотности не превышает 45-55%.
Технологии кальциевых батарей:
Вид аккумулятора | Дополнительные компоненты | Количество выносимых глубоких разрядов | Ценовая категория |
Старый | Кальций, олово | До 3 | Эконом-класс |
Передовой | Кальций, серебро | До 10 | Премиум-класс |
Промежуточный | Медь, селен, кадмий | До 5 | Средний класс |
EFB
EFB-аккумуляторы всегда держатся в топах различных автомобильных аккумуляторов. Они вобрали в себя лучшее от кальциевых и сурьмянистых батарей. Свинцово-кальциевые батареи содержат в себе еще и электролит. При том, что цена их почти ничем не отличается от стоимости кальциевых аккумуляторов, свойства EFB на порядок выше. Например, они имеют более длинный срок эксплуатации, уменьшенный саморазряд и значительно большую емкость. К тому же у EFB-аккумуляторов лучшие источники с жидким электролитом.
Несколько слов об изготовлении таких автомобильных батарей. Утолщенные пластины изготавливаются из чистого свинца. Такая технология защищает их от выкипания. Далее, эти пластины полностью легированы кальцием и обернуты в нейлоновый конверт. Это необходимо для того, чтобы решетки были устойчивы к кислотной среде и не переставали работать даже при измененном положении аккумулятора. Это говорит о том, что пластины стали прочнее, износоустойчивее и надежнее. Кроме того, оборачивание пластин нейлоновым конвертом необходимо для того, чтобы исключить вероятность образования сульфата кальция.
Плюсы EFB-аккумуляторов:
- бесперебойно работают даже при сильно низких и при сильно высоких температурах;
- могут полностью восстановиться после того, как будут полностью разряжены;
- быстро заряжаются. Это стало возможным благодаря применению при производстве таких батарей чистого свинца;
- имеют увеличенный размер пускового тока.
Производитель | Емкость, Ач | Пусковой ток, А | Ценовая категория | Характеристики |
AlphaLine EFB | 45-95 | 460-900 | Средний класс | Индикатор заряда, гарантия 36 месяцев |
Euro Plus EFB Start Stop | 60-90 | 580 | Средний класс | Работа в режиме старт-стоп, нет саморазряда |
Moll Start-Stop | 65-95 | 580-900 | Премиум-класс | Индикатор заряда, гарантия 40 месяцев |
Срок службы таких аккумуляторов может достигать 10 лет, при этом они совершенно не требуют долития электролитов.
Гибридные
Изучив ассортимент аккумуляторов в автомагазине, вы наверняка встретите там еще и гибридные батареи. Они редко бывают дорогим и чаще всего изготавливаются производителями, ориентированными на средний класс. При производстве гибридных аккумуляторов использовались и кальций, и свинец, и сурьма для электродных пластин.
Технология изготовления гибридных автомобильных аккумуляторов является чем-то среднем между сурьмянистыми и кальциевыми батареями. Они могут хорошо выдерживать глубокие саморазряды, однако очень восприимчивы к резким перепадам температур. Срок их службы – 2 года.
Гибридные аккумуляторы можно разобрать, промыть и заново собрать, а благодаря герметичным пробкам такие батареи могут работать в любом положении. Выкипание воды присутствует, однако в гораздо меньших объемах, чем в случае с сурьмянистыми аккумуляторами. Стоимость гибридных батарей в 2 раза ниже, чем цена кальциевых аккумуляторов, хотя качествj их работы во многом схоже. Наилучшей маркой, производящей гибридные батареи, считается японская EB.
AGM
AGM — лучший аккумулятор для дизеля и для бензинового двигателя. Источник энергии AGM был разработан в начале 70-ых, но активно применяться начал только несколько лет назад. Он представляет собой кислотно-свинцовый источник с электролитом в абсорбированном виде.
Именно отсутствие жидкого электролита и подтолкнуло производителей к разработке нового компонента AGM — стекловолоконной пористой субстанции, которая послужила материалом для изготовления сепаратора. Его цель — заполнение зазора между электродными пластинами. Внутри сепаратора располагается электролит в жидком виде. Вещество не может вытечь за его границы, и это обеспечивается капиллярным эффектом. Еще 2 важные функции сепаратора — амортизация и удержание пластин в статическом положении.
Достоинства AGM-аккумуляторов:
- средний срок эксплуатации AGM-аккумуляторов — 18-20 лет;
- экологически безопасны для окружающей среды;
- число циклов ГР может доходит до 1000;
- удержание высоких токовых зарядов.
Производители AGM аккумуляторов:
Производитель | Емкость | Пусковой ток, А | Характеристики |
Moll Start-Stop Plus | 70 | 760 | Долгий период эксплуатации, противоудраный корпус |
Exide Start-Stop AGM | 95 | 850 | Большое число циклов ГР, доступная стоимость |
Banner Running Bull AGM | 60-105 | 640-950 | Двойная крышка, устойчивость к выибрациям, противоударный корпус |
Автомобильные аккумуляторы, выполненные по технологии AGM, еще иногда называют гелиевыми. Они имею массу достоинств и хорошие рабочие характеристики. Минус один — высокая цена в сравнении с любыми другими аккумуляторами.
GEL
Аккумуляторы GEL – автомобильная батарея, близкая по рабочим характеристикам к технологиям AGM, но все же имеющая свои уникальные особенности. Главным образом они заключаются в наличие силикагеля – жидкости, которую заливают между электродными пластинами. Структура силикагеля представляет собой совокупность пор и пустот, внутри которых находится окисленный электролит в жидком виде. Это позволяет свести к минимуму вероятность разрушения пластин из-за реакций силикагеля. Важным моментом является то, что аккумуляторные батареи не могут подвергнуться короткому замыканию, что делает их более прочными и износостойкими.
Достоинства GEL-аккумуляторов:
- долгий срок эксплуатации батареи, который нередко превышает два десятка лет;
- удерживание до 400 циклов глубокого разряда;
- усиленные токи пуска – от 100 до 100А.
Главным минусом таких батарей является опять же их высокая цена. GEL-аккумуляторы стоят в 2-4 раза рада дороже, чем аккумуляторы с технологией AGM, а значит и 4-8 дороже кальциевых и сурьмянистых батарей.
Выбор аккумулятора по цене
Итак, как подобрать аккумулятор для авто по цене и характеристикам? Прежде всего каждому водителю рекомендуется перед покупкой ознакомиться с технологией производства автомобильной батареи. Эксперты рекомендуют доверять новым разработкам. Чаще всего они оказываются более надежны и долговечны чем те, что использовали наши прадеды. Об этом же свидетельствует вышеуказанный рейтинг.
Первым в топе располагался сурьмянистый аккумулятор, максимальная стоимость которого даже с высокими токами, редко превышает 2000 рублей. Далее, кальциевые батареи. Их средняя стоимость обычно варьируется в диапазоне от 3000 до 6000 рублей, при условии, что вы покупаете новые и оригинальные устройства. Затем в топе шли гибридные батареи. Их в среднем можно купить за 2000-3000 рублей. Дороже всего водителям обойдутся AGM- и GEL-аккумуляторы. Цена первых в большинстве автомагазинов начинается от 4000 и заканчивается 16000 рублей, а вторые в лучшем случае могут попасться по цене 8000-10000 рублей.
Это то, что касается цен. Но главными критериями выбора автомобильного аккумулятора являются их технические характеристики, такие как пусковые токи, объем емкостей и т.д. Изучите тему сами, либо обратитесь за консультацией к профессионалам. Если говорить о производителях, то выделить кого-то конкретно невозможно, поскольку выбор того или иного бренда будет зависеть от целей и финансовых возможностей каждого водителя. Но все же отметим здесь, что большинство автолюбителей лояльнее всего относятся к производителям из Южной Кореи и Турции.
спасибо большое